ОКБ проанализировало персональный кредитный портфель российского заемщика

03 апреля 2017

Аналитики Объединенного Кредитного Бюро провели анализ персональных кредитных портфелей российских заемщиков по состоянию на начало 2017 г. на основе информации из 232,5 млн. кредитных историй по 66,5 млн. граждан.

Всего на начало 2017 г. открытые кредиты есть у 45 млн. заемщиков.

59% заемщиков обслуживают один открытый кредит, 24% заемщиков – 2 кредита, 10% заемщиков – 3 кредита, 4% заемщиков – 4 кредита и 3% заемщиков обслуживают 5 и более открытых кредитов. 64% заемщиков имеют кредит в одном банке, 25% - в двух банках, 8% - в трёх банках, 2% в четырёх банках и 1% в пяти и более банках. Из заемщиков, с двумя и более открытыми кредитами, 34% получили их в одном банке, 47% – в двух банках, 14% – в трех банках, 4% – в четырех банках, 1% – в пяти и более банках.

Самым популярным кредитным продуктом являются кредитные карты. Они есть у порядка 31,5 млн. человек или 70% всех заемщиков с открытыми счетами. Всего в портфелях банков находятся 38,8 млн. карт с общим одобренным лимитом более 1,7 трлн. рублей.

На втором месте по популярности – кредиты наличными. Они есть у 24,1 млн. человек или 54% от общего числа заемщиков. В настоящий момент на руках у заемщиков находится более 34,3 млн. таких кредитов с общим долгом 4,2 трлн. руб. 

Количество ипотечных заемщиков составляет 2,8 млн. человек или 6% от общего числа заемщиков. Общее количество открытых ипотечных кредитов составляет 2,9 млн. шт. с общим долгом 3,7 трлн. руб.

Наименьшей популярностью среди российских заемщиков пользуются автокредиты. Их обладателями являются только 1,2 млн. человек или около 3% от общего количества заемщиков. Всего сейчас открыто 1,2 млн. автокредитов с общим долгом 498,2 млрд. руб. 

В отдельную категорию ("прочие кредиты") выделены кредиты с обеспечением, некоторые виды POS-кредитов, карты с овердрафтами и т.д. Всего такие кредиты есть у около 3,6 млн. чел. или 8% от общего числа заемщиков. В настоящий момент в этой категории открыто порядка 5,1 млн. шт. кредитов на общую сумму около 160 млрд. руб. 

Аналитики ОКБ подсчитали, что при увеличении количества кредитов у заемщика повышается риск ухудшения его платежной дисциплины. Если среди заемщиков с одним кредитом только 12% допускают просрочку платежей более 30 дней, то среди заемщиков с тремя кредитами таких уже 24%, а с пятью и более – 41%.

Так же обстоит ситуация и с "дефолтными" заемщиками, то есть теми, кто не платит по своим кредитам 90 и более дней. Такие кредиты считаются "безнадежными", шансов на их полное погашение крайне мало. Среди заемщиков с одним кредитом в дефолте находятся 11%, а вот среди тех, у кого 5 и более кредитов – 38%. При этом сегмент "серийных" заемщиков ухудшается медленнее остальных, даже показал небольшое улучшение по итогам 2016 г. – скорее всего, он уже достиг определенного дна. 

Если посмотреть на сумму ежемесячного платежа по всем кредитам заемщиков, то видно, что средний платеж по кредиту снизился у всех категорий заемщиков за исключением владельцев пяти и более кредитов, за прошедший год их средний платеж вырос со 138 до 148 тыс. руб. 

Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро
Самым популярным кредитным продуктом стали кредитные карты, которые ранее уступали пальму первенства кредитам наличными. Кредитные карты – это один из наиболее перспективных банковских продуктов в связи с удобством использования и низкой стоимостью кредита для дисциплинированных клиентов за счет льготного периода кредитования.

Снижение среднего размера платежа по кредитам почти для всех категорий заемщиков, кроме владельцев пяти и более кредитов, стало продолжением тенденции уменьшения "среднего чека" по новым кредитам в 2015-2016 гг., а также следствием снижения ключевой ставки ЦБ, за которым последовало, начиная с середины 2015 г., снижение ставок по кредитам. 

Обозначилась тенденция по снижению "лояльности" россиян к кредитным организациям: доля заемщиков с двумя и более кредитами в одном банке за 2016 год снизилась с 36% до 34%. Скорее всего, это обусловлено тем, что некоторые банки в 2016 г. возобновили кредитование новых клиентов с улицы, которое было существенно ограничено в 2015 г. Однако фокус на работу с текущим клиентским портфелем по-прежнему остается приоритетным для большинства банков.

Полный текст исследования

 

Вернуться к новостям