Почему не стоит откладывать покупку автомобиля

Пандемия ударила по российскому автомобильному рынку дважды. Сначала коронавирус привел к глобальному снижению спроса на нефть, а значит и к падению стоимости одного из главных экспортных товаров страны. Нефть в свою очередь ослабила курс российской валюты по отношению к иностранной. Второй удар был обусловлен режимом самоизоляции – из-за карантина дилеры не могут продать свои автомобили, а население на фоне резкого роста безработицы отчасти лишилось доходов, чтобы их купить. Впрочем, если у вас есть накопления и вы давно хотели сменить транспортное средство, то откладывать решение о его приобретении не стоит. И вот почему.

Что происходит с авторынком

Продажи автомобилей с введением карантина прекратились почти полностью. Так, автодиллеры утверждают, что в апреле продажи могли упасть на 93-95%. Статистика Объединенного кредитного бюро (ОКБ) косвенно подтверждает эти данные – выдачи автокредитов в первую неделю карантина упали почти до нуля. В следующие две недели банки выдавали 200-500 кредитов в день, когда в марте – около 2,4 тысячи кредитов.

Похожая ситуация и в других странах. Украинский рынок обвалился в 2 раза, аналогичное падение в США, в Китае – на 43%, в Индии продажи автомобилей упали до нуля.

Выход из карантина не приведет к полному восстановлению рынка. Так, эксперты Boston Consulting Group ожидают сокращения продаж новых автомобилей в России в 2020 году на 20- 50%, а аналитики PricewaterhouseCoopers – на 30% в стрессовом сценарии.

Из чего же сделаны наши кони

Автомобили будут дорожать. Кроме стандартного роста цены, который обусловлен внедрением новых стандартов, экологических норм и новых технологий, дополнительными факторами являются почти двукратный рост утилизационного сбора в России с начала 2020 года, который производители переложат на покупателей, гипотетический дефицит машин из-за приостановки производства в странах с жесткими карантином, а, главное, ослабление более чем на 20% российской валюты.

Очевидно, что в первую очередь подорожают модели, которые привозят в Россию из-за рубежа. Речь идет о таких популярных моделях, как Suzuki Jimny или Mazda 3. Однако, большая часть производства локализована. Производящиеся в России автомобили Peugeot, Toyota и даже Lada будут дорожать не так быстро и не так сильно, но все же будут, так как их сборка отчасти производится из импортных деталей. По оценкам консалтингового агентства «АСМ Холдинг», сейчас локализация производства в среднем составляет лишь порядка 40%.

Как быстро и насколько вырастут цены

Российский авторынок сталкивался с более сильным ослаблением рубля в конце 2014 года – начале 2015 года. Доллар тогда подорожал примерно в два раза. Стоимость автомобилей при этом не выросла мгновенно.

Дело в том, что автодилеры почти полностью зависят от цен  автопроизводителей. Последние не могут поднять ценник резко, так как столкнутся с отсутствием спроса. Например, General Motors попыталась поднять в 2015 году ценник примерно на 40%, что привело к тому, что ей впоследствии пришлось прекратить продажи Opel и свернуть производство в России Chevrolet. Ценники будут расти постепенно на протяжении нескольких лет. В прошлый кризис, по данным Автостата, в среднем рост составлял около 2% в месяц.

График Автостата

Стоит ли брать автокредит

Кредит в разгар кризиса может быть не самой лучшей идеей, так как у заемщика нет уверенности в том, что он не потеряет работу в ближайшие месяцы. Однако, если у вас есть полная уверенность в том, что ваш доход будет стабильным, то для привлечения заемных средств сейчас есть и некоторые благоприятные условия.

Во-первых, ставки по автокредитам сейчас относительно низкие. По данным Объединенного кредитного бюро, в марте полная стоимость кредита (ПСК) на покупку автомобиля в среднем составляла 14%. Значение этого показателя было меньше лишь в конце 2017 года. Кроме того, в конце апреля ЦБ вновь понизил ключевую ставку, что может привести к небольшому удешевлению кредитов. Почти полная приостановка автокредитования может дополнительно простимулировать банки.

Во-вторых, изначально низкий (5 млрд рублей) бюджет госпрограммы льготного автокредитования, который должен был быть исчерпан в апреле, из-за коронавируса решили удвоить до 10,5 миллиарда рублей. Кроме того, он может быть увеличен еще на 7 миллиардов рублей до 17,5 миллиардов рублей. Этих денег должно хватить, чтобы выдавать льготные автокредиты в рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» до конца года.

Альтернативой автокредиту может стать и обычный потребительский кредит. В большинстве случаев он дороже, чем автокредит, но если вам удастся получить его на относительно близких условиях, например, в банке, в котором вы получаете зарплату, то на эти средства можно приобрести автомобиль с пробегом у физических лиц. Однако на рынке подержанных автомобилей ситуация менее предсказуемая. Некоторые граждане могут взвинтить цены на свои автомобили сильнее и быстрее, чем автодилеры. Другие могут по-прежнему продавать их с существенным дисконтом. Кроме того, вам не потребуется покупать КАСКО.

Есть и минусы. Если вы все же потеряете доход, то выйти на кредитные каникулы (про них очень подробно здесь) будет не просто из-за ограничения по сумме кредита в 600 тысяч рублей. Сейчас под эти критерии попадают менее половины заемщиков с действующим автокредитом.  К тому же получить кредит сейчас сложно, поскольку банки сильно ужесточили свои кредитные политики, опасаясь существенного роста невозврата долгов. У заемщика должна быть идеальная кредитная история и подтвержденный стабильный доход.

Выводы

Если вам действительно нужен автомобиль, но вы откладывали покупку – сейчас самое время. Автомобиль можно купить даже во время карантина онлайн. Каждый месяц цены на автомобили, предположительно, будут расти в среднем примерно на 2%. Кредит на покупку железного коня лучше не брать, если нет полной уверенности в стабильности доходов. Если доходы точно не сократятся, то стоит изучить возможность привлечения льготного автокредита.