Конец потребления

10 апреля 2014

Уже к концу весны розничная торговля может опуститься в стагнацию. Рост цен и большие долги по кредитам снижают потребительскую активность россиян. О наметившемся тренде уже сообщили автопроизводители

Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) пересмотрела свой прогноз продаж легковых автомобилей в России в 2014 году в сторону снижения до 8%. Об этом сообщил журналистам старший менеджер PwCСергей Литвиненко.  Таким образом, продажи автомобилей могут составить в 2014 году в численном выражении 2,4 млн штук. В 2013 году на российском рынке было продано 2,61 млн легковых автомобилей. Ранее PwC прогнозировала снижение рынка по итогам 2014 года в пределах 3%. 
 
Продажи легковых автомобилей и LCV в первом квартале 2014 года упали на 2%, при этом продажи в марте остались на уровне 2013 года. Аналитики связывали это с эффектом ускоренного спроса: падение рубля относительно доллара и евро с начала года подтолкнуло людей сделать покупки прежде, чем автопроизводители серьезно подняли цены на продукцию. Ряд автоконцернов смогли даже продемонстрировать рост продаж. Так, например, за два первых месяца года немецкий Mercedes-Benz увеличил продажи на 26%. Отличную динамику продаж в первом квартале 2014 года показала японская марка Nissan. По итогам за январь-февраль обладателями новых "Ниссанов" стали 45 744 человека, прирост продаж составил 27%. В январе дилерами был продан 11 051 автомобиль (+24%), в феврале – 17 158 (+ 31%), и в марте – 17 535 (+26%). 
Самой продаваемой маркой, по данным комитета Комитета автопроизводителей АЕБ, стала вазовская Lada с объемом реализации 91 603 автомобиля. В натуральном выражении продажи вазовских моделей с начала года растут: в январе было продано 23 647, в феврале – 11 280, в марте – 37 060 новых автомобилей. Второе место занимает марка Renault с объемом продаж 46 252 машин. При этом, правда, показатели год к году оказались в отрицательной зоне.
 
Наибольшие темпы снижения продаж в январе-марте 2014 года показали автомобили украинских производителей. Продажи фургонов Bogdan упали сразу на 88% (с 777 до 92 штук), а автомобилей ZAZ — на 68% (с 930 до 296 штук). Впрочем, доля украинских марок на авторынке России и раньше была мизерной, не превышая 0,2%. Среди западных брендов лидером падения оказался американский Dodge — продажи провалились на 79%. Следом за Dodge пикирует еще один американец Ford – эту марку «разлюбили» 21% россиян. Замыкает тройку «самых невостребованных иномарок» французский Peugeot — 20%. "Мы для себя обозначили минус 8%. Апрель будет неплохой, это как раз то самое контрактование, которое уже состоялось",- говорит Литвиненко. По его словам, падение продаж начнется в мае-июне.
 
Аналитики авторынка настроены менее оптимистично. Апрель уже покажет существенный спад, - считают они. Ряд автопроизводителей уже принял решение поднять стоимость продукции в связи с колебанием курса рубля. В апреле объявили о пересмотре рублевых цен Renault, Nissan и Ford. Пока речь идет о 2-5%.
 
«Учитывая, что порядка 30% российского авторынка - импорт, а 50% автомобилей собираются на территории России из иностранных запчастей, европейским автопроизводителям придется и дальше поднимать цены, чтобы сохранить маржу», - говорит аналитик ВТБ Владимир Беспалов. Это, по его словам, и заставило потенциальных клиентов совершить покупку как можно скорее. "Сыграл роль и эффект низкой базы - в прошлом году продажи в январе и феврале еще росли, а в марте уже падали", - отмечает аналитик.
 
Ситуация с автопромом характерна и для всего потребительского рынка в целом. В первом квартале россияне предпочитали тратить, а не сберегать на фоне девальвации и начинающегося роста инфляции. Но к весне покупательский ажиотаж закончился: люди стали думать не о новых покупках, а о том, как расплатиться по кредитам. По данным Объединенного кредитного бюро, в марте уровень просроченной задолженности граждан достиг рекордного значения за последние 4 года и составил 7,25%. Так, последний раз доля просроченных кредитов от общего количества займов, предоставленных гражданам, превышала 7% в марте 2010 года (тогда показатель был равен 7,52%). В марте 2012 года показатель был равен 6,43%, в марте 2013-го - 6,28%.
 
Ответом на снижение потребительской активности россиян стало изменение ассортиментной политики ритейлеров, - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Начало масштабной ревизии ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров выглядит как поиск новой и оптимальной пропорции импорта и отечественных позиций в рамках перераспределения потребительского спроса в сторону более дешевых аналоговых товаров», - говорит эксперт. По его мнению, на фоне остальных секторов российской экономики концептуальная модель розничного бизнеса, прежде всего с точки зрения динамики делового климата, сохраняет за собой статус наиболее устойчивой системы к рискам и колебаниям общеэкономической конъюнктуры в стране.
Эксперт Вернуться к новостям